Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Реферат на тему: Теория развития общества. Классы в российском обществе

Купить за 250 руб.
Страниц
11
Размер файла
21.1 КБ
Просмотров
11
Покупок
0
Обобщенная теория развития общества рассматривает социальное развитие двояко: 1 как процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере

Введение

Обобщенная теория развития общества рассматривает социальное развитие двояко: "1) как процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдельных ее компонентах - социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах; 2) как совокупность экономических, социальных, политических, духовных процессов, развертывающихся в обществе"1.

В основе теорий развития общества лежат циклическая или линейная модели социального развития. Циклическая модель предполагает последовательное прохождение обществом в своем развитии одних и тех же циклов с постоянным возвращением в исходный пункт движения. Линейная модель социального развития, исходя из идеи поступательного развития общества, допускает неповторяемость событий, участие сознательного фактора в социальном развитии и наличие постоянно открытой исторической перспективы. Известны эволюционные и революционные теории развития общества. Кроме того, Новикова С.С. отмечает: "Теория изменений, состоит из теории социального прогресса и различных концепций, изучающих регресс"2.

Создатель социологии О. Конт полагал, что социальное развитие обусловлено развитием человеческого мышления. Он предложил эволюционную схему социального развития, включающую три стадии:

1)теологическую (господство массовой веры в сверхъестественное);

2)метафизическую (преобладание абстрактных, но фантастических моделей объяснения реальности);

3)позитивную (доминирование научного мышления).

В дальнейшем социальное развитие связывалось с действием идей, религий, технологий, социальных конфликтов, противоречий между производительными силами и производственными отношениями, функциональных потребностей в интеграции и адаптации. Например, согласно К. Марксу, социальное развитие связано, в первую очередь, с развитием экономическим, в основе которого лежат внедрение новых технологий, изобретений, приводящих к уменьшению стоимости продукции и одновременному усилению конкуренции между капиталистами. "Как отмечал К. Маркс, самая важная причина социального сдвига - конкуренция среди капиталистов. Каждый раз внедрение нового изобретения, устройства или процесса способствует снижению стоимости производства"3. Рабочего лучше заменить машиной ради увеличения прибавочной стоимости. Таким образом, углубляется противоречие между производительными силами и производственными отношениями, что приводит к самоуничтожению капиталистического способа производства, а вместе с ним и соответствующих социальных отношений и структур.

Теория культурного лага, основные положения которой были сформулированы У.Ф. Огборном в 1922 году, подразделяя культуру на материальную или нематериальную (адаптивную), говорит о том, что "адаптивная культура обычно изменяется медленнее, чем материальная".4 Подобный лаг заставляет развиваться социальные отношения.

Теория социального конфликта Ч.Р. Миллса гласит, что "в основе развития общества лежит конфликт, а не конформность, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому, что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами. Высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть".5

В современной социологии большое распространение получила теория поступательного развития общества, проходящего, согласно А. Турену, три основные стадии:

1)доиндустриальную;

2)индустриальную;

3)постиндустриальную.

В последней четверти XX века в науку вошли и стали популярным инструментом анализа и социального прогнозирования концепции постиндустриального общества Д. Белла, глобального общества И. Валлерштайна и коммуникативного общества Н. Лумана.

Все они строили свою логику размышлений о современности, исходя из признания автономности развития разных сфер общества: экономики, политики и культуры. А поскольку такая научная позиция не требовала соединения в одной модели всех наблюдаемых соответствий в жизни общества, поскольку каждая область социального развития имеет свои собственные причины и механизмы, они выявляли реальные изменения в строении и функционировании современного общества.

Теоретики глобализации современного общества связывают социальное развитие технологических лидеров с их экономической, политической и культурной экспансией. И. Валлерштайн в своей теоретической концепции доказывает, что в 1750-1950 гг. шел процесс становления единой мировой капиталистической системы, и происходила поляризация мира. "Ядро глобального общества, состоящее из мировых лидеров производства, использовало выгоды своего положения и закрепляло приоритеты за счет применения этнорасовых форм организации труда. Только привлечение сырьевых источников и дешевой рабочей силы менее развитых обществ, попадающих в экономическую, затем политическую и социокультурную зависимость, позволило быстро обогащаться метрополиям, наиболее сильные из которых фактически становились империями. К середине XX в. ядро (развитые общества) стабилизировалось, поскольку весь "окраинный", периферийный мир оказался захвачен - экстенсивный путь развития мировой системы завершился"6. Всемирное (глобальное) общество остается структурно поляризованным, и надежд на национальное развитие в такой системе организации питать нельзя - оно достижимо не для всех и только за счет других, считает И. Валлерштайн.

Если обратиться к концепции Н. Лумана, то "коммуникативное общество" на постсовременном этапе развития в силу объективных причин начинает терять мобилизационные возможности и собственную идентичность. "Проходя в своей эволюции этапы сегментации, стратификации и функциональной дифференциации, общество, в конце концов, переживает состояние автономизации всех своих важнейших систем. Хозяйство, политика, право, наука, религия начинают воспроизводиться по своим собственным законам, что делает развитие общественной системы бессвязным, несогласованным и дисгармоничным. Такой "рассыпающийся" мир не может регулироваться общими культурными нормами, как считал, например, Т. Парсонс, он строится на "акциях" и "интеракциях" (событиях и простейших социальных системах, с точки зрения Н. Лумана), которые возникают благодаря согласованию, здесь и сейчас, взаимодействующих субъектов"7. Поскольку "общество" Лумана состоит из "коммуникаций", комплексы которых самовоспроизводятся и самоосознаются как соотнесенные к самим себе, люди играют в нем фоновую, контекстуальную роль. В процессе социальной эволюции общества происходят такие изменения, как деление социальных систем и отдаление их от непосредственного межличностного общения. Это может быть описано как автономизация разных сфер общественной жизни и опустошение смысла, нарастание абстрактности общества. Если на более ранних ступенях своего развития оно представляло более целостную систему и могло идентифицировать себя как государство - при приоритете политической сферы, или рыночное общество - развитое, развивающееся, слаборазвитое - при приоритете экономической сферы, то теперь оно превратилось в чистую возможность коммуникации, повсеместного социального взаимодействия - мировое общество. Но вместе с ним приходит и свобода от соединяющей людей культуры: общих символов, правил поведения, нравственных норм, духовных ценностей. Как отметили социологи-прикладники, мир переживает кризис идентификации: мониторинги показывают, что в разных регионах мира в разных группах населения за 10 лет в 2-3 раза стало больше людей, которые вообще не задумываются о своей социальной принадлежности к определенной семье, товарищескому кругу, поселенческой, статусной, профессиональной группе, этносу, нации. В этом смысле, мир современного общества рушится не только на макроуровне, но и на уровне микросвязей и отношений групповой принадлежности.

Известный современный социолог Э. Гидденс дает этому процессу аналогичное теоретическое объяснение: поскольку идентификация - единственный способ включения субъекта в социальные отношения и связи, разрушение комплексов самопричисления свидетельствует об атомизации, распылении современного общества. Ученый-футуролог Дж. Нэсбит называет настоящее время "триумфом индивидуальности". В обществе происходит дистанцирование людей от крупных социальных институтов, возрождаются первичные общности: семейные, товарищеские, клубные, повышается интерес людей к искусству, нетрадиционным религиям.

Оглавление

- Теория развития общества

- Классы в российском обществе

- Список использованной литературы 13

Список литературы

1. Арутюнян Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской Россиии. - Режим доступа: www.socman.ru;

2. Беленький В.Х. Рабочий класс как объект социологического анализа // СОЦИС, 2003, № 1;

3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. - М., 1998;

4. Голубев В.С. Кого считать средним классом в россии? //Общественные науки и современность, 1999, № 2;

5. Здравомыслов Г.А. Российский средний класс - Проблема границ и численности // СОЦИС, 2001, № 5;

6. Кларк Саймон. Классовая структура России в переходный период // Рубеж, 1997, № 10-11;

7. Новикова С.С.Социология: история, основы, институционализация в России. - М. - Воронеж, 2000;

8. Социология. Краткий тематический словарь. - Ростов-н/Д, 2001;

9. Смелзер Н. Социология. - М., 1998;

10. Тощенко Ж.Т. Социология. - М., 2003.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
11
Размер файла
21.1 КБ
Просмотров
223
Покупок
0
Теория развития общества. Классы в российском обществе
Купить за 250 руб.
Похожие работы
Страниц
15
Просмотров
125
Покупок
2
250 руб.
Страниц
6
Просмотров
194
Покупок
2
250 руб.
Страниц
16
Просмотров
219
Покупок
2
250 руб.
132
Страниц
0
Просмотров
216
Покупок
1
Страниц
10
Просмотров
437
Покупок
1
250 руб.
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1953 оценок
среднее 4.2 из 5
Александр Спасибо большое за работу.
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!

Рассчитай стоимость работы через Telegram